damary54 (damary54) wrote,
damary54

Дорогами норвежских водопадов. Норвегия – 2019. Часть 11. Языки ледника Jostedalsbreen.

Дорогами норвежских водопадов.
Норвегия – 2019.
Часть 11. Языки ледника Jostedalsbreen, или
празднование дня рождения.

Начало рассказа о путешествии здесь: https://damary54.livejournal.com/31682.html

18-й день путешествия. 23 июля 2019 года,  вторник.
  Сегодня – день рождения Андрея. И по сложившейся за многие годы традиции, мы должны сегодня куда-нибудь залезть. Например, - к леднику какому-нибудь.

А находимся мы сейчас вот здесь. И похоже, что отсюда можно в два места заехать попробовать.

Встаем в 8 утра. Решаем, что следующая ночевка будет здесь же, в этом кемпинге. Место красивое, с видом на ледники и расположено удобно.

Во-первых, неизвестно, сколько мы сегодня пролазаем. А во-вторых, вечером праздновать надо, а не ехать - не пойми куда.  Завтракаем, оплачиваем сразу еще одну ночь и оставляем палатку в кемпинге, сняв только тент от дождя, который был привязан к машине. Это будет дневкой считаться, раз палатку не снимаем. У нас еще ни одной дневки за все время не было.
Погода пока приемлемая. Солнца нет, но облачность очень высокая. Так, иногда какие-то облачка на середине гор проползают. Но все хорошо видно.
В 1015 выезжаем из кемпинга и едем дальше вдоль озера Lovatnet. Через 15 минут подъезжаем к боковой дороге, уходящий в горы от озера. Это предполагаемый первый заезд к леднику. Указано, что наверху есть кемпинг – домики и палатки. Может мы зря в том кемпинге остались, надо было сюда заехать?  Дорога -  частная и платная.  Оставляем в конверте 50 крон и на конверте пишем номер машины.  Конверты лежат около ящика, в который надо положить заполненный конверт с деньгами. Кидаем конверт. Кто и как проверяет, что за машину оплатили – мы так и не поняли. Правда, там камера видео наблюдения висела, но к нам никто не подошел ни здесь, ни в конечной точке дороги. Перед дорогой вывеска, что кемперам проезд запрещен.
  Сворачиваем на эту дорогу и начинаем подниматься вверх. Ехать нам 4 км. Дорога пока что асфальтовая, правда, довольно разбитая по меркам Норвегии. Сразу становится ясно, почему кемперам запрет проезда показан. Дорога узкая, разъездов мало и они очень узкие. Да и дорога очень крутым серпантином начинает скоро подниматься. Тут и с легковой-то машиной не понятно как разъезжаться. Но встречные машины нам на подъеме пока не попадаются. Попадаются только овцы, с которыми удается разминуться – они сами  машину обходят.  И перед нами туда, наверх, еще одна машина ушла. Вдоль дороги речка довольно бурная течет. Переезжаем  впадающий в эту речку бурный поток,  по мостику из бетонных плит. Похоже, что в большую воду его может заливать водой ( кстати, на обратной дороге, через этот мост уже немного воды текло). Проехав  примерно 2/3 дороги, останавливаемся на повороте с небольшой стоянкой около водопада. Такой большой водопад, однако!
Тут мы и встретились со встречной машиной, которая тоже стояла, и народ из нее любовался водопадом. Хорошо, что здесь, а не на серпантине. Водопад Høysteinfossen падает по основной речке, стекающей с гор. Река мощная, поскольку собирает в себя все падающие с гор потоки воды. Наверху, на горах шапки ледников со всех сторон.
  Еще несколько зигзагов серпантина и на реке еще один водопад. Но тут встать негде – едем дальше. Можно было бы на дороге остановиться, но за нами еще одна машина наверх лезет. Да и вообще – со всех сторон с гор водопады падают! На каждом не остановишься.
  В 1045 мы  в конце этой дороги. Здесь стоянка. Дорога за эти примерно 4 км поднялась на 475 метров.

Дорога и дальше есть, но проезд по ней перекрыт. Дальше – пешком. И до кемпинга – тоже пешком, наверно, около полкилометра.

Так что хорошо, что палатку внизу в кемпинге у озера оставили. Тут бы пришлось с рюкзаком идти. А у нас еще  один заезд намечается – по дороге вдоль озера до самого конца.
  Около стоянки еще один водопад. И вообще, похоже, что вся река ниже в водопадах разной величины. Выходим со стоянки в 1115.

Доходим до кемпинга. Дорога проходит через один из притоков реки. Через нее – пешеходный мостик. Может, чтобы через эту речку на машинах не ездили туристы и перекрыта дорога. А еще около кемпинга на полях стадо коров пасется. Может, чтобы коров не пугали машинами. Кемпинг – большое поле для палаток и домики. Проходим мимо.

Дальше пешеходный мост через основную речку.  Здесь долина выполаживается, и поэтому   речка  просто быстро течет под мостом. Река здесь широкая. Переходим через речку и дальше по тропе идем к леднику.

Тропа хорошая и только перед самой мореной выходит на камни.
К языку подойти, конечно, можно, но довольно сложно. Видно, что ледник уменьшился в размерах совсем недавно, и по самим скалам к языку не подойдешь. Можно попробовать вылезти наверх по травенистому склону горы и пройти верхом. Но это дело долгое. Поэтому в 13 часов останавливаемся на камешках с хорошим видом на ближайший ледник и видами шапок ледника на других склонах

И сплошные водопады кругом  со всех склонов падают. И  небольшое горное озеро осталось сзади.

Из него большая река и начинается, собирая в себя дальше водопады со всех окружающих склонов.  Вообще-то, здесь  можно много интересных маршрутов заложить. Правда, уже не таких простых, как мы прошли. Прошли мы примерно 2,5 км от стоянки и поднялись всего примерно на 60 метров. Основной подъем от озера Lovatnet был на машине.
 На моренной гряде устроили себе небольшой перекус и пошли вниз.
  В 1420 мы уже снова у машины.  Смотрим водопад Huldrefossen около стоянки и в 1430 выезжаем. На фото я его не снимала, но в фильм он должен, вроде, попасть.
Дорога действительно очень крутая – машина разгоняется даже на первой скорости.
  Благополучно спустились вниз, не встретив  по дороге никаких встречных машин.
Едем к концу озера Lovatnet по дороге 723.
Она тоже платная, но пункт оплаты немного дальше.  Едем вдоль озера. Проезжаем обзорную точку.  На ней какие-то плакаты. Хотели остановиться, но стоянка небольшая, а на ней автобус стоит. Ладно, на обратной дороге остановимся.  Остановились немного дальше в дорожном кармане – полюбовались видом одера. Здесь дорога высоко над озером идет и видно очень далеко.
В конце озера пункт оплаты дороги. Тоже стоит ящик и конверты лежат. И тоже 50 крон проезд стоит. Приходится проехать немного бесплатно, доехать до ресторана в конце озера,

разменять там деньги и вернуться, чтобы оплатить дорогу. И почему бы пункт оплаты поближе к ресторану не поставить? И до этого  ресторана, похоже,  прогулочный кораблик по озеру ходит. Мы причал и кораблик видели вчера, когда к кемпингу ехали – примерно на середине озера. Но он ходит редко, по расписанию один  раз в несколько дней, и ближайший рейс будет только через два дня. Конечно, любопытно по такому озеру на кораблике пройти, но ждать два дня мы, конечно, не будем.
  Дальше озеро заканчивается, и мы едем по берегу мощной реки, которая  течет с ледника, к которому мы едем.
Подъезжаем к мосту через эту речку, видим ледник и останавливаемся совершенно  ошарашенные – зрелище великолепное. Около моста есть небольшая площадка, постояли там и поглазели на ледник отсюда. И поснимали, конечно.
Доезжаем до большой парковки в 1530. . Дальше -  тропа к смотровой площадке со скамеечками. Но народу тут полно. Даже автобус с туристами стоит. Поэтому, отходим от смотровой в сторонку, я сажусь на камушек и любуюсь этим невероятным зрелищем. Здесь тоже хорошо видно, что ледник здорово отступил. Тут даже думать нечего – к самому льду близко не подойдешь.
Андрей бегает по камням, пытается вылезти повыше, чтобы поснимать все это на видео. Потом возвращается и говорит, что внизу – вдоль речки есть нормальная тропа, по которой поближе  к леднику подойти можно. Идем по этой тропе (для этого пришлось почти обратно до стоянки дойти), доходим до табличек, что дальше идти не рекомендуется. Народ, конечно, и дальше бегает. Но смысла в этом никакого нет. Видно и отсюда все очень хорошо.

А сам ледник очень высоко висит.  Это собственно сам  Jostedalsbreen, который здесь сползает в долину.  И потоки  воды с него льются – просто огромные.

Никакими фотографиями не возможно описать это зрелище. Боюсь, что даже видео не передает всего восторга от этой мощи природы.

И вот такая река под ледником собирается и потом в озеро впадает:
Прогуляли здесь до 1655. Едем обратно. Останавливаемся на озере на той смотровой площадке, где автобус стоял.

Сейчас здесь свободно. Смотрим плакат. Оказывается, что это - памятная доска, рассказывающая о трагедии, произошедшей здесь в 1905 и 1936 году.

Упала большая скала в озеро, погибли люди, были разрушены и смыты дома. На другой стороне озера видно, где  этот кусок скалы съехал – там большое зеркало скольжения на горе. Да, вот так в горах жить. Внизу, у воды стоит большой крест в память о трагедии.

Едем в кемпинг.  Около 18 часов мы в кемпинге,
жарим шашлык и отмечаем день рождения Андрея. Конечно, мы его целый день отмечали, но вечером уже можно и выпить за здоровье. И шашлык съесть. И еще раз выпить!
И в честь дня рождения снова от ледника напротив кусок льда отваливается с грохотом. Салют в день рождения Андрея!
И почти в то же время, что и вчера вечером.

Фотографии  по этому дню можно посмотреть здесь: https://photos.app.goo.gl/j4DrhoJ3VDDXEYhz5

Проехали сегодня совсем немного – около 32 км.

Но какие это были километры! Что стоила только одна дорога наверх в горы. По такой крутой дороге мы, пожалуй, первый раз ехали. Во всяком случае, нам так кажется.
  И ледников насмотрелись! И прогулялись замечательно. И погода хорошая была: тепло, но не слишком жарко. А на завтра пока по прогнозу солнечный и жаркий день обещают.

Завтра едем подниматься на гору на   Loen Skylift. Надеемся, что с прогнозом погоды ошибки не будет. Хотелось бы на все эти места сверху посмотреть. А для этого ясная погода нужна.