damary54 (damary54) wrote,
damary54

Дорогами норвежских водопадов. Норвегия – 2019. Часть 8. Языки ледника Jostedalsbreen.

Дорогами норвежских водопадов.
Норвегия – 2019.
Часть 8. Языки ледника Jostedalsbreen.  Первый заезд - язык Bøyabreen Glacier.
Начало рассказа о путешествии здесь:https://damary54.livejournal.com/31682.html

15-й день путешествия. 20 июля 2019 года, суббота.
Встали в 8 утра. Все по известному анекдоту: «Что это там такое шумит? Ба, да это водопад Vallestadfossen».
Утром действительно появилась женщина, которая открыла ресепшн, и мы спокойно заплатили за ночевку. И выяснили, что действительно душ у них бесплатный. Удивительный кемпинг!
  Сегодня мы заканчиваем проезд по национальной дороге Gaularfjellet – осталось совсем немного и это просто дорога без каких-то достопримечательностей, которые надо осматривать.
  Но по пути к следующей национальной дороге мы будем проезжать мимо самого большого ледника Норвегии Jostedalsbreen.  Jostedalsbreen крупнейший ледник континентальной Европы. Площадь ледника равна 487 квадратных километров. В самом широком месте он имеет толщину 600 метров, ледник протягивается на 60 километров. Он имеет около 50 рукавных ледников. В 1991 году Jostedalsbreen был включён в  одноименный национальный парк.

И не заехать по дороге к языкам этого ледника просто невозможно. А следующая национальная дорога подождет.
     Один из таких языков – Nigardsbreen мы видели в 2010 году. Но он с другой стороны от нашего трека, поэтому туда уже не поедем. А здесь планируется примерно 4-5 заездов – всюду, где можно подъехать достаточно близко, чтобы увидеть  языки ледника.  А там посмотрим, что получится. Конечно, лезть на сам ледник мы не собираемся – силы уже не те.  Но посмотреть – посмотрим.
  Но пока – мы еще в кемпинге. И в состоянии безмятежном. Обстановка умиротворяющая и торопиться не хочется. Андрей теперь пошел стирать свои брюки. Трусы, с таким боем отобранные у коз, уже высохли. Надо же что-то сушить в багажнике машины.
Выезжаем только в 1130.

Сегодня мы должны закончить дорогу Gaularfjellet, потом свернуть на Е39, а с нее на дорогу 5. Это немного в сторону от направления к следующей национальной дороги, но там есть музей ледников и  к одному из языков ледника близко подъехать можно. И  даже около него ресторан имеется. И уже на месте, решим, что дальше делать сегодня.
Проезжаем конец национальной дороги Gaularfjellet. Очаровательная узкая горная дорога по очень красивым местам. Есть стоянки, откуда можно пойти погулять по горам.
 Под конец дорога лихим серпантином спускается к большому озеру Holsavatnet  и долго идет вдоль озера. Здесь почему-то не фотографировали, но на видео снимали, так что этот кусок дороги попадет в фильм.
  Вливаемся в дорогу Е39. Дорога Gaularfjellet закончилась. Едем по Е39 (здесь она одновременно и дорога 5) и скоро начинается огромное озеро Jolstravatn . В 12 55 доезжаем до городка Skei. Здесь дорога 5 поворачивает  в сторону ледника Jostedalsbreen. Туда мы и поедем.

Только сначала нам надо бы слить содержимое биотуалета – пора уже. Находим в городке слив кемперов и пользуемся этим приспособлением. А чем мы хуже кемпера?

Здесь в городке большая стоянка для большегрузных машин и кемперов, заправка и даже есть домики. Но с палаткой здесь стоять неуютно, хотя в принципе, наверно, возможно.
  Загрузив нашего «белого друга» обратно в машину, в 1320 направляемся по 5-й дороге в сторону ледника дальше вдоль озера  Jolstravatn. Долина постепенно сужается, горы  вокруг становятся все выше. На горах уже видны ледники. Местность потрясающая!

Впереди тоннель, пробивающий эти высоченные горы. А перед тоннелем площадка для отдыха. Останавливаемся, чтобы поснимать всю эту красоту. По этому ущелью мы только что проехали.

А потом ныряем в тоннель  и едем по нему целых 6390 м. Вынырнув из тоннеля, останавливаемся на обочине, поскольку сбоку уже виден язык ледника.  Этот язык ледника носит собственное имя - Bøyabreen Glacier.

Полюбовавшись на него с дороги, решаем, что поедем к нему попозже. А сейчас – сначала в музей ледников. По дороге к музею видим  указатель на еще один язык ледника. Хорошо, заедем потом и сюда.
   В 1405 мы на стоянке около музея.

Гуляем по территории музея, заходим в музей. Экспозиции очень интересные. Есть кое-где даже пояснения на русском. Но в основном – норвежский и английский. Можно было даже фильм посмотреть об образовании ледников, но в этот момент фильм начинался для итальянской группы, и должен был быть на итальянском языке. Мы решили, что на итальянском мы смотреть не будем. А ждать следующего сеанса неохота. Походили по музею, даже пролезли по муляжу ледниковой пещеры. Очень здорово сделано, хотя, конечно, не хватает, чтобы что-нибудь на голову свалилось. J
В музее висит карта всего ледника Jostedalsbreen. Сфотографировала карту и уже дома на ней поставила стрелочки на тех местах, где мы были.
Сейчас мы здесь.

Выходим из музея, отмечаем для себя, что рядом есть кемпинг. Если не получится встать без кемпинга, то можно будет сюда вернуться.
  Едем сначала  к тому указателю, который мы по дороге заметили. Дорога идет по полям и деревням

и приводит нас к одному из языков.

И плакат висит, показывающий как менялся ледник в разные года. Действительно, отступает сейчас лед.

Там стоянка хорошая, но стоит указатель «No camping». Ну и ладно, нам еще к одному языку съездить надо. И в ресторан сходить около него. Погода портится. Дождь начинается. Правда, пока не сильный. Хмарь несет снизу, с фьорда, который тут недалеко – один из рукавов Согнефьорда сюда дотягивается.
  Посмотрели этот хвост ледника, судя по плакату у этого языка тоже свое им есть- Supphellebreen, и поехали к Bøyabreen Glacier.
Доехали до стоянки около ресторана, посмотрели ледник. Дождь расходится. Говорят, что ледники хорошо смотреть в плохую погоду – у них цвет льда ярко голубой получается. Но я бы предпочла не такой голубой цвет ( тем более, что он и так голубой ), но чтобы было немного посуше. Но язык – красив и водопады с него не слабые льются.

Идем в ресторан. Ресторан замечательный, с большими окнами, выходящими на ледник.

Только вот дождь вид портит. В ресторане небольшой магазинчик. И очень любопытное оформление – например, выставка старых лыж и большая печь.

Решаем здесь пообедать. Жаль, конечно, что выпить нельзя – мы еще лагерем не встали, и Андрею за руль садится. Но ничего – вечером наверстаем, у нас еще запасы свои есть.

Пообедав и посмотрев на часы – уже 1730 часов, решаем, что надо где-то вставать на ночевку. Тем более, что дождь расходится.
  Недалеко от ресторана по пути к 5-й дороге  есть стоянка, встать там можно. И палатку есть, где поставить. Но  видно, что через эту стоянку ходит стадо коров, которое сейчас на склоне горы гуляет. Вся стоянка в свежих коровьих лепешках. Решив, что расчищать под дождем себе место под палатку  от этого добра неохота, да и  велика вероятность, что стадо вечером через стоянку домой направится, мы решаем не рисковать, а вернуться в кемпинг около музея.
  Возвращаемся в кемпинг Bøyum Camping, ставим палатку под дождем, натягиваем тент для столика, ужинаем и под звук дождя ложимся спать. Все затянуто, даже  горы уже не очень видны.

Проехали сегодня 113 км, со всеми заездами к ледникам и поездками туда –сюда в этих местах. Правда, здесь все рядом, и основной путь – с утра до музея ледников.
Но вид ледников стоит того, чтобы сюда приехать. И музей очень интересный

Все фотографии этой части здесь:https://photos.app.goo.gl/fUhvhGxj5rdWWaPz5

Завтра поедем на следующие заезды к языкам ледника Jostedalsbreen.