damary54 (damary54) wrote,
damary54
damary54

Category:

Отчет по путешествию в Норвегию в 2018 году. Поездка сплошных приятных неожиданностей. Часть первая



Участники: Нестеров Андрей, Данилова Мария.
Сроки поездки 4 июля -28 июля 2018 года.
Часть первая. Дорога в Норвегию, прогулка на границе Норвегии и Швеции, город Тронхейм.

Предисловие

Идея этой поездки  зрела с  прошлого года, когда  мы предполагали  в конце поездки после Тронхейма проехать  по дороге № Fv17 ( национальная норвежская дорога  Helgelandskysten), но пришлось срочно сворачивать к дому по семейным обстоятельствам.
 Очень хотелось все-таки посмотреть эту дорогу – самую длинную из всех национальных дорог Норвегии –  около 500 км, которая идет по побережью, проходит через очень интересные места,  на пути имеет 6 паромов.  Сейчас уже, после того, как мы  в этом году  дорогу Helgelandskysten проехали, мы очень радовались, что в прошлом году нас судьба развернула к дому.  Эту дорогу, конечно, можно проехать за два дня, но тогда всё самое интересное просто не успеешь посмотреть.
    Далее предполагалось из города Бодё (Bodø), паромом переправиться на Лофотены и погулять неспешно по Лофотенам, на которых мы были 5 лет назад, но галопом и в основном на дороге  Е10 – основной дороге Лофотенских островов. Тогда нас поджимал во времени полет на Шпицберген.  Хочется поездить в разные стороны от основной дороги  Лофотен – там вполне еще есть, что посмотреть.
   А дальше – как получиться. Если времени останется много, то может быть заехать снова на остров Сенья, на котором мы тоже были 5 лет назад. А может быть  и еще что-нибудь придумаем. Как пойдет….
   Сразу решаем, что не будем связываться с паромом  на Умео через Ботнический залив. Он нам экономит всего полдня дороги, а по деньгам получается даже дороже, чем затраты на бензин.
   В целом план  по Норвегии  оказался таков:  сначала смотрим, не торопясь, город Тронхейм, потом едем на дорогу  Fv17. Причем едем не по основным шоссе, а всякими окольными путями, потом проезжаем эту национальную дорогу не торопясь, останавливаясь по всех интересных местах и тратя там столько времени, сколько захочется. И еще делаем отворотку примерно на середине этой дороги в сторону города Му-и-Рана, и далее в горы, чтобы посмотреть и попробовать добраться до большого ледника Свартисен, его восточной части.
Читая описания этой дороги  в русскоязычном исполнении, я с досадой поняла, что большинство народу проскакивало эту дорогу за 2-3 дня и никуда с нее не сворачивало. Поэтому, что нас ждет на этой дороге и где надо потратить больше времени,  заранее  определить было почти невозможно. Так – отдельные эпизоды. Поэтому, решили, что будем действовать по обстановке.
  По окончанию дороги Fv17 паромом – на Лофотены, что само по себе отдельное приключение. Гуляем по Лофотенам сколько душа пожелает. А дальше – как карта ляжет….

И сразу хочу сказать, что в этой поездке мы применили еще одно из благ цивилизации, а именно взяли с собой небольшой биотуалет и палатку для него. Эта идея пришла к нам  после случая в прошлом году, когда мы стояли лагерем на необорудованной площадке, где стояло куча автокараванов,  а вокруг, на много километров,  был только кустарник по колено высотой. В общем проблемы были…  С приобретением этого приспособления мы уже отличаемся от тех, кто путешествует на автокараванах  только тем, что нам нужна небольшая  грунтовая площадка, где можно поставить палатку. Все остальное у нас уже есть, и мы можем путешествовать в полном автономе и стоять рядом с автокараванами без кемпинга. Даже походный душ взяли, который использовали в качестве рукомойника.  В общем, цивилизация начинается с удобного сортира! Это мы теперь точно знаем.

Таков план – почти никакого плана! Только общее направление и хорошее оборудование для лагеря.

Что из этого получилось. Сразу скажу, что получилось даже лучше, чем ожидалось. Все неожиданности на маршруте были очень приятными и интересными.


4 июля 2018 года, среда. Первый день поездки.
Здесь все как обычно, кроме, пожалуй, нового куска скоростной  платной дороги М11 между Тверью и Новгородом, который, конечно, резко ускоряет передвижение до Питера.

Выезд из дома в 530.
С 8 до 830 – завтрак в кафе в дер. Голениха, чуть не доезжая до Эммауса.

930 после Твери съезжаем на М11, предварительно залив полный бак бензина, поскольку уже знаем, что с заправками на этом куске дороги могут быть серьезные проблемы. А дальше летим со скоростью  примерно 140 км в час ( разрешенная 130) по новой дороге. Все хорошо, кроме того, что пока ,по крайней мере, проблемы не только с бензином, но с нормальными приличными туалетами. Надеюсь, что по мере эксплуатации дороги эти проблемы будут исправлены.
13 часов заканчивается М11 и мы снова плетемся по старой узкой Ленинградке с кучей населенных пунктов.
  1410 – 1455 обедаем в знакомом месте  в дер Трубников Бор. Мы там однажды ночевали в гостинице «Белые ночи» и знаем, что там вполне приличная кафешка.

При подъезде в Питеру я почему-то не поверила навигатору, который вел нас на новый кусок объездной платной дороги через Питер,  и мы сделали большой крюк по КАДу, но все равно были в любимом мотеле «Кировские дачи» в Выборге невероятно рано – в 1840. Обычно мы туда не раньше 9 вечера подъезжали. Так что скоростной кусок здорово ускоряет проезд. А когда еще и объезд  Солнечногорска и Клина доделают, то будет еще быстрее. Мечтать о том, что мы дождемся всю скоростную магистраль от Москвы до Питера, я не рискую….
  В «Кировских дачах»  вчера мне сказали, что все дешевые номера уже заняты и пришлось брать номер подороже – с балкончиком. Я давно мечтала о том, чтобы остановиться в таком номере, но мы всегда экономили и брали номер попроще.  А тут судьба за меня осуществила мою мечту!
Пьем кофе на балкончике и млеем от удовольствия.

Завтра с утра – на границу с Финляндией и вперед! По планам хорошо бы добраться до Ботнического залива и встать, проехав  город Оулу, в кемпинге  MERIHELMI CAMPING. Если получится – то в домике,  чтобы сэкономить время на утренние сборы, если нет – то в палатке.

Проехали сегодня 912 км.
5 июля 2018 г, четверг 2-й день путешествия.

Выезжаем из гостиницы в 8 утра, предварительно позавтракав, так как завтрак входит в оплату номер.
Решаем ехать через Светогорск, обычно там очередь небольшая. И заправка прямо перед границей была.
В 850 – мы на границе. О па! Заправка у границы не работает, в городе, по дороге – тоже не работает. Может где-то еще в городе и есть, но решаем, что ладно – заправимся уже в Финляндии. Хотя обидно, можно было еще больше чем на полбака проехать на нашем, более дешевом бензине. Ну да ладно, все равно дальше придется на дорогом бензине кататься.
  На границе тоже неожиданно довольно большая очередь. Короче, за час мы прошли обе границы, и  в 850 мы уже едем по Финляндии. Находим ближайшую заправку вдоль маршрута, вспоминаем как заправляться на автоматических заправках и, поставив навигатор на кемпинг на Ботническом заливе, едем по Финляндии.
   В 13 часов, не доезжая до Куопио, заходим в придорожный магазин и докупаем те продукты, которые не рискнули тащить через границу: сыр, колбаса, мясные консервы и т.д.
  Начинается дождь, который, по прогнозам, должен к Ботническому заливу закончится. Но пока надо остановиться пообедать. Стоянок  со столиками и закрытыми беседками не находится, поэтому  в 15 часов находим стоянку со столиками где-то за Куопио, натягиваем небольшой тент над столиком  и обедаем. Примерно это выглядит так:
В 2010 мы доезжаем до запланированного кемпинга MERIHELMI CAMPING на берегу Ботнического залива. Оказывается, что свободные домики без удобств есть и мы решаем, что для ускорения завтрашних утренних сборов берем домик. Стоимость -  45 евро.
Так что сегодня ночуем на кроватях.

Вечером любуемся закатами над Ботническим заливом. Прогноз оправдался – дождь прекратился километров за 100 до побережья.
Проехали сегодня  665 км.
6 июля 2018 г, пятница. 3-й день путешествия.

Наличия домика не помешало нам ковыряться больше 2 часов  перед выездом. Встали в 8 утра, неторопливо попили кофе, сходили умыться и т.д.
   В 11 утра мы в Торнио пытались найти магазин, где продают вино.  Проболтались там почти час, но вина не нашли. А дальше у нас уже Швеция. А где в Швеции искать вино, мы понятия не имеем. Про Норвегию знаю. Пришлось лезть в Интернет и выяснять про систему продажи спиртного в Швеции, потому что Андрей требует, что сегодня вечером совершенно необходимо пожарить шашлык ( который мы уже купили) и запить его вином. Водка, которую мы везем с собой на случай замерзания, для этого не подходит.
  Пока едем по Швеции выясняю, что в Швеции государственная монополия на спиртное, и оно продается только в специализированных магазинах   Systembolaget. Ищу такие магазины по маршруту и нахожу в городке Шеллефтео (Skellefteå), в котором мы должны поворачивать с дороги, идущей вдоль Ботнического залива, на 95 дорогу, которая поведет нас в сторону Норвегии. Правда, потом мы с нее сворачиваем, поскольку нам надо попасть в Норвегию гораздо западнее, чем по 95–й  дороге.
Итак, заезд в Systembolaget, выбор вина для шашлыка и в 16 часов сворачиваем на 95 дорогу.  Навигатор ведет нас сегодня к озеру, на котором мы ночевали в прошлом году на обратной дороге. Сегодня нам надо до него добраться
Кстати, разгадана загадка слова, которое мы видели на вывесках еще в прошлом году: почти в каждом небольшом населенном пункте в Швеции - Loppis.  Оказалось, что это  переводится как «блошиный рынок», т.е. продажа всякого ненужного барахла, которое выставляется хозяевами домов в своих гаражах или сараях.

   В 1845 ( по Москве и Финляндии) или в 1745  по шведскому времени мы встаем на уже знакомой нам стоянке на месте для купания около шведского озера, название которого так и осталось для нас загадкой. Ставим лагерь, жарим шашлык, отбиваясь от полчищ комаров, а самое противное – мошкИ. В прошлом году ее здесь совсем не было.


Погода опять портится.  Только легли спать, как начался сильный дождь. Хорошо бы, чтобы он к утру закончился. Что-то пока нас не слишком ласково Скандинавия встречает.
Проехали сегодня  552 км.
7 июля 2018 г, суббота. 4-й день путешествия.

Я вскочила в 6 утра (по шведскому времени), выглянула из палатки и пришла в восторг. Солнце, ветер, ни комаров, ни мошки…. Лепота! Сажусь пить кофе и жду, когда проснется Андрей. Через час он тоже вылезает из палатки. Завтракаем, я иду окунуться в озеро после 3-х дней дороги. Вода не холодная, но и не слишком теплая. Плавать не хочется, но ополоснуться – вполне.
  В 845 выезжаем. Сегодня мы должны уже быть в Норвегии. И есть у меня мысль, что на границе Швеции и Норвегии надо бы прогуляться. Очень меня в прошлом году там местность заинтриговала. Ладно, доедем – посмотрим.
  Доехав до дороги Е14, которая уже ведет нас прямо в Норвегию, в 1215 останавливаемся на небольшой  перекус. Почти сразу после поворота на Е14.  В 1235 едем дальше.
  В 1445 мы уже перед границей Швеции и Норвегии.   На небольшой площадке устраиваем обед,  а потом, в 1520,  как я и задумывала, выходим прогуляться по этой чарующей местности.
  Вылезаем наверх, смотрим на эти потрясающие просторы, а потом обнаруживаем, что есть тропа, уходящая куда-то вниз.


Идем  по тропе и попадаем в потрясающее ущелье, которое ни с дороги, ни с верхней части плато совсем не видно. Я же чувствовала, что там должно быть что-то интересное. Неожиданность номер один!  Оказалось интереснее, чем я предполагала.


Кроме потрясающего ущелья, там еще и обнаружился спортивно-тренировочный комплекс уже норвежской спортивной базы: подвесные мостики, скальные тренировки, и  прочие развлечения. Оказывается, что мы пешком шведско-норвежскую границу перешли. И не заметили.
Посмотрели, как там народ тренируется. Андрей даже почти собрался к ним перебраться и попробовать по скалам полазать, но потом решил, что все-таки надо бы сегодня до Тронхейма добраться. А здесь можно надолго зависнуть.
По другой тропе возвращаемся наверх, к машине, снова пересекая границу Швеции и Норвегии.
И выходим в Швеции под вот такой табличкой:
Вот так прогулялись.
И точно: из Швеции в Норвегию сходили и обратно вернулись. Теперь уже границу на машине пересекать будем. Вернулись к машине в 1745. Два с половиной часа прогуляли. А можно было и больше….
  Дальше едем к Тронхейму. Сегодня надо встать в кемпинге, немного не доехав до города.  В 1920 останавливаемся в том же кемпинге Vikhammer Camping, что и прошлом году. Стоимость машина + палатка – 175 норвежских крон (NOK).   Ставим палатку, ужинаем и идем гулять на берег.


Вернувшись в кемпинг, с удивлением слышим громкие крики из гостиницы, расположенной в этом же кемпинге. Причем  крики на русском языке! Черт! Совсем забыли – это кто-то чемпионат мира по футболу смотрит. Тогда вопли вполне объяснимы. Хотя и очень необычны для вечернего времени в кемпинге в Норвегии.
Проехали сегодня 512 км. И еще сколько-то км на границе прогуляли. Пешком.
Завтра мы предполагаем день прогулять по Тронхейму, а потом перебраться за Тронхейм по 715-й дороге к переправе через фьорд, чтобы дальше ехать в сторону Fv17 не по оживленной  центральной трассе, а по небольшим дорогам с другой стороны фьорда Trondheimsfjorden.

8 июля 2018 года, воскресенье. 5-й день

Встаем в 730,  собираемся и в 10 утра выезжаем в сторону Тронхейма.  В 1030 утра мы уже в  центре Тронхейма. Находим стоянку, на которой стояли в прошлом году, и долго и безуспешно пытаемся через автомат заплатить за стоянку. Наконец, к одной из машин подходят местные автомобилисты, которые объясняют нам, что в воскресенье стоянка в Тронхейме на улицах бесплатная. Вот красота!
 Идем к центральному кафедральному собору Тронхейма.  В очередной раз восхищаемся этим величественным строением. Вот он какой - Нидаросский собор (Nidaros Domkirke).


Мы были здесь в прошлом году, но тоже очень торопились. Походим к собору и выясняем, что сейчас идет служба, а как музей собор будет работать с 14 часов.
Вот и прекрасно. Нам очень хотелось послушать, как звучит оргАн в соборе, а тут представилась такая возможность.
   Около получаса сидим в соборе и наслаждаемся божественными звуками. Никак не можем понять, откуда звучит музыка. Позже выяснили, что во время службы играло 2 оргАна, а вообще их в соборе три. Поэтому и было непонятно, откуда идет звук. Хотя звук заполняет всё помещение, и ты оказываешься в середине этого звучания.
  До 14 часов времени еще много, и мы отправляемся  на катере на остров Мункхолмен (Munkholmen), с расположенном на нем  древней крепостью, которая в незапамятные времена служила форпостом города. В разное время на острове располагались монастырь, крепость, тюрьма, а также средства ПВО для защиты нацистского бункера Дора 1. До конца существования монастыря (до XVI века) остров носил  название: Нидархольм.
Сейчас в нем расположен музей. Обычное дело для таких сооружений: крепость – тюрьма – военное назначение - музей. И хорошо бы, чтобы он  дальше навсегда оставался только музеем.   Похоже, что остров  также является местом отдыха для жителей Тронхейма, которые приезжают сюда на пикники.  Историю острова-крепости рассказывать здесь не буду, чтобы не перегружать текст. Кому интересно – Интернет вам в помощь.

Гуляем по острову, заходим в музей, обходим крепость вдоль стен внутри, пытаемся обойти снаружи, но это не удается – кое-где стены уходят прямо в море.





Затем на катере возвращаемся в город и снова идем к  Нидаросскому собору. Теперь уже ходим в нем как в музее, восхищаясь строителями этого грандиозного сооружения и великолепными витражами.  Тут вдруг выясняется, что есть экскурсии наверх, на смотровую площадку. Берем билеты и по узкой винтовой лестнице долго ползем наверх. Лестница настолько узкая, что два человека на ней не разойдутся. Поэтому экскурсии организованы так, что следующая группа идет наверх, только когда спустилась вниз предыдущая. Потом по очень узкому балкончику проходим, кое-где протискиваясь между стеной и какими-то колоннами. Выходим на узкий балкончик вокруг центрального шпиля собора. Боковые шпили – под нами.  Город – как на ладони! Вид потрясающий! Вот уж никак не ожидали, что попадем на такую экскурсию! Опять приятная неожиданность.



Прогуляли до 1630. Дальше – к машине и едем по 715-й дороге к паромной переправе. Около нее есть кемпинг, в котором мы и переночуем, чтобы завтра уже направиться  в сторону 17-й дороги – национальной дороги Helgelandskysten. Дорога от Тронхейма к кемпингу идет вдоль побережья и очень красива!
  В 1725 мы ставим лагерь в кемпинге Flakk Camping ( стоимость машина + палатка  - 250 норвежских крон. Правда, душ входит в стоимость. Но вообще-то – дороговато Как-то раньше кемпинги подешевле были).
 Поужинали и пошли прогуляться на берег. Посмотреть на кемпинг со стороны, на море и на паром, которым завтра будем переправляться через фьорд Trondheimsfjorden.



Проехали сегодня совсем немного – 29 км
Завтра начинаем двигаться в сторону национальной дороги Helgelandskysten.
Часть вторая здесь: https://damary54.livejournal.com/29235.html
Фотографии по этой части можно посмотреть в альбомах:
1. https://photos.app.goo.gl/xMucQNBYJJk4r8ZAA
2. https://photos.app.goo.gl/CVxGMo2rXbFcqJE89
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments