damary54 (damary54) wrote,
damary54
damary54

Category:

Летнее путешествие 2016 года. Часть первая.

Отчет
по летнему путешествию 2016 года
Вологодская область, Карелия, Ленинградская область.


Предисловие.
 Так уж получилось, что этим летом у нас была только неделя свободного времени. Так что пришлось забыть построенные зимой планы на Кольский полуостров и думать о том, что интересного можно посмотреть за одну неделю.
  В результате размышлений пришло решение съездить в те места, которые мы обычно быстро проскакиваем, когда едем в Заполярье. Поискать интересные стоянки на Кубенском водохранилище (Вологодская область). Проехаться по западной стороне Онежского озера от Вытегры до Петрозаводска, потом переброситься на Ладожское озеро, и заехать, наконец, в знаменитый Горный парк Рускеала, который уже давно хотелось посмотреть. А потом проехаться по берегу Ладожского озера и поискать там  удобные стоянки на берегу. И заехать в Старую Ладогу. А оттуда – домой по Ленинградке, благо наконец-то сделана объездная (пусть и платная) дорога вокруг Вышнего Волочка.

Итак, поехали….

Часть первая

День первый. 18 августа 2016 года. Четверг.

Как всегда, выезжаем из Москвы до образования пробок в 5 утра. И побыстрее рвемся отъехать от Москвы по Ярославскому шоссе (пока не началось).

В 8 утра мы уже проехали Переславль- Залесский и по традиции завтракаем в кафе в дер. Кулаково.
 В 11 часов – мы за Ярославлем,  и около 12 часов за поворотом на Данилов останавливаемся у дороги на небольшой отдых с перекусом.



Погода прекрасная – около 25 градусов, солнышко, небольшие облачка.

Едем дальше. Около 15 часов мы уже на Кубенском водохранилище в п.Новленском,  обедаем в любимом придорожном трактире и заходим в магазин за недостающими продуктами. Едем искать съезды к водохранилищу.
  Попытка съехать к воде недалеко от Новленского оказалась неудачной – проезд перекрыт.

Вторая попытка съезда – через дер. Сяма и Горка-Покровская. Вроде съезд к воде есть, но он настолько грязный после дождей, узкий и достаточно крутой, что мы не решаемся ехать до конца. Еще не хватало в первый же день завязнуть в какой-нибудь луже и бегать за помощью. Думаю, что в сухую погоду там проехать можно. Но что там за место  у воды – так и осталось загадкой.

Решаем ехать к дер. Пески. Если и там ничего не получится, то у нас есть запасной вариант – ехать до речки Кема – там мы точно знаем, что есть съезды к реке. Но очень хочется постоять на большом озере. Съезжаем к дер. Пески и, не доезжая до деревни, сворачиваем по лесной дороге. Дорога грунтовая, но вполне сносная, хотя луж на дороге хватает.  Наше упорство вознаграждено! За старой церковью – прекрасная стоянка прямо у воды.



Примерно в 17-30 ставим лагерь, готовим ужин и любуемся видом водохранилища.





Единственно, что кажется странным: на водохранилище только лодки рыбаков, а больших кораблей совсем не видно. В первые свои проезды через эти места, мы видели большие речные суда, которые шли по водохранилищу.

Сведения о Кубенском водохранилище (озере) из Википедии:
« Ку́бенское о́зеро — озеро ледникового происхождения в европейской части  России. Кубенское озеро занимает низменное положение центрального ландшафта Вологодской области, принадлежит к бассейну Северной Двины. Озеро имеет ежегодного затопления низких берегов талыми водами).
Озеро лежит на высоте 110,1 м над уровнем моря в заболоченной низменности, выработанной талыми водами при разрушении древнего ледника. Дно Кубенского озера большей частью песчаное. Средняя глубина Кубенского озера 1,2 м, наибольшая — 10-13 м; имеет вытянутую форму,  длина его 54 км, ширина 12 км, площадь в среднем 370 км² (площадь озера непостоянна, вследствие,. Питание смешанное, с преобладанием снегового. Замерзает озеро в октябре — ноябревскрывается в конце апреля — мае.
В озеро впадает около 30 рек, основные —  Кубена и Уфтюга. Из озера вытекает река Сухона, в истоке которой сооружена регулирующая сток и уровень воды в озере плотина с судоходным  шлюзом «Знаменитый». Плотина шлюза «Знаменитый» на зиму опускается на дно (основание плотины), и находится в таком положении до окончания паводка на Сухоне. Такое техническое решение вызвано тем, что во время паводка (в конце апреля — начале мая) Сухона на участке от устья реки Вологда до Кубенского озера течёт вспять (меняет направление течения) из-за сильного подпора паводковых вод ниже Устья-Вологодского. Фактически Кубенское озеро представляет собой водохранилище, являясь главным резервуаром питьевой воды для областного центра —  города Вологды.
Озеро судоходно, известно своим бурным нравом. Входит сразу в две водные системы — Северо-Двинскую и Волго-Балтийскую. Широкие песчаные отмели у берегов, особенно у юго-западного, создают сложности для судоходства. Местами встречаются каменистые гряды, к северу от устья реки Уфтюги и близ острова Каменный. Фарватер озера узок, всего несколько километров, имеет илистое дно. К осени наблюдается значительное падение водного горизонта. Северо-Двинской системой (канал герцога Виртембергского) через реку Шексну соединено с Волго-Балтийским водным путём (ранее Мариинская водная система).»


Очень интересные сведения о  Северо-Двинской системе можно почитать по этой ссылке:
http://regionavtica.ru/articles/severo-dvinskij_kanal.html

 Возможно, что отсутствие больших речных судов  в этом году связано с тем, что идет ремонт каналов, соединяющих эту водную систему. Ремонтируемый канал мы видели на следующий день.
 А пока мы сидим вечером на берегу и смотрим, как над водохранилищем всходит луна.
Проехали сегодня  примерно 615 км,  включая  все попытки съезда к озеру.


День второй. 19 августа 2016 года. Пятница.

Встали в 7 утра. Солнце!



Неторопливо собираемся, завтракаем и в 10-20 выезжаем дальше.
Перед отъездом фотографируем   колокольню церкви Святого Антония Великого. Колокол на ней очень интересный.



По планам мы сегодня должны проехать Вытегру,  доехать до переправы через реку Свирь, переправиться, осмотреть Геморецкий погост и встать на берегу Онежского озера. Возможный съезд к Онеге я на карте присмотрела.
  Но едем мы неторопливо. Дорога хорошая, хотя полностью ремонт на ней еще не закончен. В прошлом году здесь ремонт шел полным ходом.
  Около дер. Никольский Торжок покупаем  копченую рыбу.  Мы и не надеялись, что  с утра рыбой  у дороги начнут торговать, но чудеса иногда случаются. Теперь придется всё, что мы накупили (а накупили мы порядочно) как-то умудрится быстро съесть. Обнаруживаем, что в дер. Никольский Торжок появилась небольшая  авто-заправка. Но заправляться мы будем, как обычно,  на повороте на Липин Бор.  Что тут, в Никольском Торжке,  за заправка –  нами не проверено.
 В 13 часов – мы на реке Кема. Съезжаем к реке – здесь действительно есть места для стоянки, правда изрядно замусоренные. Но для обеда – сойдет. Обедаем очень неспешно – торопиться не хочется. Погода – прекрасная, речка красивая.



Знали бы мы, чем нам это обернется к вечеру – наверняка бы поторопились с обедом…..

 В 16-30 проезжаем Вытегру. Поскольку уже достаточно поздно – а планы впереди еще большие, решаем на подводную лодку не заезжать (в который уже раз мимо!).
  Едем   в сторону переправы. И тут оно и началось. Кусочек этой дороги мы уже видели много лет назад и помнили, что дорога не слишком хорошая. Но кто бы нам объяснил чудеса нашего дорожного строительства?
  Асфальт переходит в плохую разбитую и грязную (видимо, после дождей) грунтовку, по которой быстро не поедешь. Потом через какое-то количество километров, снова начинается неплохой асфальт….. Опять переходящий в кошмарную грунтовку… И так несколько раз.  В результате едем мы гораздо медленнее, чем предполагалось. Да и виды с дороги, когда она поднимается наверх – очень красивые. Останавливаемся  несколько раз полюбоваться просторами в сторону Онеги.
Потом дорога спускается вниз и идет через густые заросли.  Грунтовка грязная, идут лесовозы, которые еще по этой дороге не просто обгонять.
 Ближе к окончанию пути на всякий случай начинаем присматриваться – есть ли здесь места для экстренной стоянки – кругом болотистая местность без каких-нибудь съездов в лес.  Одно место – примерно за 7-8 км от пос. Вознесенья, стоящем на р. Свирь, вроде нашли. Не смотрим его, всё еще надеясь, что у нас есть время, чтобы переправиться на другую сторону Свири и встать лагерем на  Онежском озере.
   К переправе мы подъезжаем в 18-40, опоздав на паром на 15 минут. Следующий  будет только в  20-40. С него мы уже просто не успеваем до темноты  найти место для стоянки (не Запольярье, да и август уже – вторая половина, в 21 час уже темнеет). Тем более, что точных сведений, где можно будет поставить лагерь, у нас нет.



Это мне наука – я, конечно, глянула в интернете расписание паромов – вроде примерно раз в час ходят. А то, что к вечеру они ходят реже – не обратила  внимание. Если бы мы знали точное расписание паромов, то, конечно,  поторопились бы и утром  и на обеде. Но, теперь уже ничего не поделаешь.
  Поэтому, решаем отъехать обратно на 8 км, где мы видели вроде бы подходящий съезд с дороги.
  Доезжаем до этого места, съезжаем и обнаруживаем, что встать  лагерем можно только совсем рядом с дорогой. Дальше все мокрое и заросшее высокой травой вперемешку с борщевиком. Приходится разбивать лагерь прямо на съезде, рядом с небольшим навесом -  придорожной беседкой, благо ясно, что по этому съезду давно никто не ездит.
Что ж поделаешь – форс-мажор, приходится расплачиваться за утренне-дневное блаженство.
По основной дороге движение ночью почти нет, зато с обводного канала, который находится совсем недалеко, постоянно слышен звук проходящих по воде каких-то то ли катеров, то ли небольших кораблей.

Проехали сегодня  около 360 км.



День третий. 20 августа 2016 года. Суббота.

   Вскакиваем в 6 утра, поскольку слышна приближающаяся гроза. Хорошо бы успеть снять лагерь до дождя. Не успели.  Гроза приближается очень быстро, и мы под сильным дождем  заканчиваем снимать лагерь.  Со снятого тента текут ручьи. Хорошо, что рядом  у дороги стоит беседка. Перебираемся завтракать в беседку.
   В 8 утра отправляемся к парому. Лучше уж там подождем переправы. Пока ехали, дождь немного затих и гроза свалилась куда-то в сторону. Пока ждем паром, наблюдаем, что по Свири достаточно оживленное движение всякого водного транспорта.  Волго – Балтийский канал работает.


9-20 – 9-30 переправляемся паромом через Свирь
и едем дальше.  Дорога - грунтовка, но хорошая, ровная и твердая.  Можно ехать довольно быстро.    Да и лес вокруг дороги совсем другой: сухо и сосны. Примерно километров 10 от переправы отмечаем несколько возможных вариантов экстренной ночевки – так, на всякий случай. Мы здесь вряд ли снова скоро появимся. Но все равно, вчера бы мы встать до темноты на этой стороне не успели.
   Проезжаем дер. Щелейки – красивая деревянная  церковь, вся в лесах.

В 10 часов заезжаем посмотреть комплекс Гиморецкого погоста. Удивительно красивое и немножко грустное зрелище. Прекрасная северная деревянная архитектура, но видно, что особого ухода за ней нет. Хотя и написано, что охраняется государством.








Минут 15 бродим вокруг этих прекрасных строений и едем дальше.

 Примерно в 10-35 добираемся до той стоянки, которую я предполагала в качестве ночевки.
Место оказалось действительно прекрасное. Высокий берег, сосны, полно брусники и черники. Есть хороший сход к воде.  Солнышко  почти вылезло, тучи куда-то делись, хотя пока пасмурно и ветерок.

Решаем здесь тормознуться, на ветерке высушить тент и заодно по-человечески позавтракать. А то утром под грозой только по чашке кофе с бутербродом съели.

В 12-15 едем дальше. Тент высох. Мы успели объесться черникой и брусникой. Через полчаса после пос. Другой Ручей съезжаем в песчаные карьеры около озера. Дорога совсем рядом. Для стоянки место не слишком хорошее. Да и поселок рядом.  Купаемся.


По лесу ходит народ и собирает грибы. Немножко прошлись по сосняку. Снова брусника. Находим несколько белых. Я начинаю вопить, что мы только что доели  купленную копченую рыбу и не надо много грибов собирать.  Только на супчик.
   В 13-30 движемся дальше. В 15 часов заезжаем в карьеры пос. Кварцитный. Место очень красивое, но встать там с палаткой негде. Есть гостевые дома, рыбалка. Карьер действующий – за забором. Камушки слишком большие – в машину не поместятся J
 Вид на Онегу – великолепный.


Решаем, что сегодня постараемся встать лагерем  пораньше, чтобы не долететь случайно до Петрозаводска. Планы все равно уже сбиты из-за вчерашнего опоздания на паром. И на Онеге хочется постоять.

В результате нескольких попыток найти хорошее место на берегу озера, находим прекрасный пляж недалеко от дороги с хорошими съездам за пос. Деревянное. Народу на нем довольно много, но ясно, что большинство к вечеру уедет.
В 17-30 ставим лагерь с видом на бухту Деревянская.

 В результате мы оказались правы – к вечеру на берегу остается только две группы с палатками. Остальные погрузили свои катера на машины и уехали домой. Здесь уже и до Петрозаводска недалеко.
   Готовим ужин. Теплынь. Не верится, что уже вторая половина августа.  Начинает идти дождь. Но нам уже не страшно – лагерь стоит, тент натянут.   Можно неспешно наслаждаться видом того, как  залив тонет в тумане.

Проехали всего 150 км. И ладно. В конце-концов, мы отдыхать поехали, а не гонки на машине устраивать.

День четвертый.  21 августа 2016 года. Воскресенье.

Утром снова  вылезает солнышко, которое быстро сушит всё, что вчера намочило дождем. Так что и палатку и тенты собираем сухими.

Сегодня у нас предстоит чисто автомобильный день – переброска пока не до самого озера Ладоги, но в его окрестности, чтобы завтра ехать в Горный парк Рускеала. Я присмотрела возможную стоянку на озере  Руокоярви, рядом с дорогой, по которой можно доехать до  знаменитых водопадов Белые мосты. Поедем ли мы смотреть водопады,  мы пока не решили – надо сначала туда добраться.
  В 10-30 выезжаем со стоянки, в 11-20 проехали по объездной Петрозаводск. Дорога Петрозаводск – Питер – просто великолепная.  Всюду  вдоль дороги стоят продают бруснику. Не удерживаюсь – покупаем. Хотя и рано ее домой брать. Но решаем, что мы ее сделаем моченой прямо в поездке и  моченой  повезем домой. А просто поесть брусники – тут ее и так полно в лесах.
   Сворачиваем на Сортавалу.  Вскоре после поворота решаем остановиться на обочине и поискать грибы – всюду торгуют белыми. На еду нам много не надо – можно и самим насобирать.  Лес – просто великолепный: сосны,  ковер из мха, на мхе – красным ковром брусника.  И белые! Хотя видно, что тут уже ходили, но быстро находим: сначала несколько небольших белых, а потом два – огромных, но совершенно чистых. Тут я снова начинаю кричать караул, потому что все это придется съесть. Времени на заготовки грибов у нас нет совсем.



Едем дальше, любуясь видом многочисленных озер. Великолепные места!

Сворачиваем на дорогу, ведущую к Белым Мостам. На повороте даже есть указатель на водопады. Дорога грунтовая, но пока терпимая. Машин на ней! Похоже, что место очень популярное.  В 16 часов доезжаем до озера Руокоярви и сворачиваем на небольшой полуостровок.
Место – замечательное!  Стоят две машины: одна с палаткой, но явно люди собираются уезжать – конец воскресенья, со второй машины – рыбаки на озере на лодке рыбу ловят.
 Через маленький заливчик стоит еще одна группа.
  Ставим лагерь и начинаем заниматься готовкой: грибной суп, жареные грибы, брусника. Как бы все это съесть? Решаем, что часть оставим на утро – иначе ночью кошмары замучат.









Вечером машины разъезжаются, но ночью, когда мы уже легли, подъехала еще две машины и встали лагерем недалеко от нас. Утром выяснилось, что это ребята из Белоруси.

Проехали сегодня – примерно 230 км.
Завтра предстоит кульминационный день нашей поездки: Горный парк "Рускеала" и водопады...

Продолжение следует.....http://damary54.livejournal.com/24919.html
Tags: Вологодская область, Карелия, путешествия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments