damary54 (damary54) wrote,
damary54

Отдыхаем за Полярным кругом. (Норвегия -2014). Часть пятая. Киркенес и окрестности. Дорога домой.

Часть  пятая.  Киркенес и окрестности. Возвращение домой.

18-й день. 20.07.2014. Воскресенье.

Сегодня практически последний день нашего путешествия по Норвегии. Завтра мы будем уже в России, в Мурманской области.
   Если честно, то уезжать совсем не хочется. С удовольствием побыли бы еще в этой сказочно красивой стране.
   Еще вчера, когда мы съехали на культурную стоянку, недалеко от которой  встали лагерем, мы увидели табличку, что рядом находится некая достопримечательность, до которой ехать 7 км  в сторону от Е6. Дорога идет к реке,  долину которой мы видели вчера с дороги.

Решаем съездить туда. Бешеной собаке семь верст – не крюк!  Выехали в 920 и в 940 мы уже подъезжаем к местечку с названием Лабахо (Labahå). Домик (похоже, гостевой) и место для рыбалки. Места, конечно, красивые, но ничего особенно не наблюдается.
Висят правила рыбалки и расценки на лицензию в этих местах, даже на русском языке. Впрочем, ничего удивительного в этом нет – Россия рядом.

Едем обратно к Е6. Останавливаемся посмотреть на небольшой водопад (скорее большой порог) под мостом на реке Нейден.

У этого моста очень интересно сделаны пешеходные дорожки. Покрытие – какая-то металлическая решетка, через которую хорошо видно, что под тобой несется вода.

По дороге в Киркенес  видим кемпинг, который я почему-то не нашла в Интернете, когда искала, где можно остановиться в окрестности Киркенеса.  Хотя у кемпинга даже название соответствующее Kirkenes Camping – Maggadalen. На всякий случай выясняем, что вечером остановиться  можно: есть места под палатку. Пока что даже домики свободные есть. Простой домик без удобств – 390 NOK. Решаем, что бронировать сейчас  не будем, но будем иметь в виду.
  В 11 часов мы уже в Киркенесе.  Перед городом – большое озеро с фонтаном. Рядом музей.

Объехали этот очень маленький,  портовый город,  Заехали в порт.

Сходили в местный музей. Продуктовые магазины все закрыты (воскресенье). Сувенирный магазин работает и в выходные.  Весь город объезжаемся за 20 минут. А центр вот такой:

Это большие уличные шахматы. Но в воскресенье фигуры убраны в ящик.

В 1320 уезжаем в сторону местечка Grense Jakobselv, в котором расположена большая каменная (что не характерно для северной Норвегии)  часовня  (Oskar IIs kapell).

Часовня  построена в 1865 году, а имя короля Оскара II она получила после визита этого монарха в 1873 году.  Еще в те времена она служила  некой маркировкой границы между Россией и Норвегией.
  К тому же из этих мест должно быть хорошо видно и  норвежское побережье полуострова Варангер,  и наше российское побережье.
  Едем сначала по дороге  Е105, которая ведет к пограничному пункту и далее в Россию. Перед самым погранпунктом с Россией сворачиваем на дорогу № 886,  в сторону  Grense Jakobselv.
  Едем, а самих сомнения немного гложат: все-таки дорога эта в конце идет прямо в приграничной зоне. Пустят ли нас туда?
 Дорога сначала идет вдоль узкого фьорда, а потом забирается в горы.   Невероятно красивые места! Да еще и солнышко светит!

Дорога узкая и идет вдоль горных озер. Мест для стоянки – полно!
Вот только когда мы начинаем  приближаться к побережью, то над горами со стороны моря появляется подозрительная облачность, Хотя над головой – яркое солнце.

Наконец мы въезжаем в погранзону и понимаем, что нас не только никто не собирается останавливать, но это делать просто некому. Никаких  норвежских пограничников мы так и не увидели, хотя явно проехали мимо их базы.
   Просто на дороге появилось сообщение, что мы находимся в погранзоне и вывешены правила, которые необходимо в ней соблюдать. Плакаты на норвежском и русском языках.

Вот и всё. А так – гуляйте сколько душе угодно, только не переходите границу и не контактируйте с той стороной. На другом плакате было еще предупреждение, что запрещено сильной фототехникой фотографировать русских пограничников.
  Едем вдоль границы прямо мимо пограничных столбов.
Чем ниже мы спускаемся к морю, тем сильнее становится ползущий с моря туман.
    В 15 часов мы подъезжаем к  часовне

Часовня стоит очень эффектно, но сейчас она в лесах – идут реставрационные работы. В часовню мы не пошли, а поехали дальше – до бухты, на которой эта дорога заканчивается.
   В бухте полно народу, очень много русских машин. Вполне можно встать лагерем с палаткой. В бухте причал и хороший песчаный пляж, но всё затянуто дымкой и ничего не видно, кроме ближайших берегов.
   Видно не судьба нам увидеть с этой стороны полуостров Варангер и наш полуостров Рыбачий.
   Погуляли по бухте, пофотографировали:

Лезть наверх к маяку нет никакого смысла – ничего не видно.
Походили по великолепным «бараньим лбам» на берегу:
И двинулась в обратный путь. Решили, что ночевать все-таки будем поближе, скорее всего в кемпинге в Киркенесе, чтобы завтра пораньше переехать границу.
  Конечно, места здесь великолепные. Можно было бы встать лагерем или прямо на побережье, или в горах по дороге, но пора и честь знать – домой все-таки надо возвращаться.

Отъехали немного от побережья, и, съехав с основной дороги в сторону границы, устроили обед с видом на границу Норвегии и России.  За рекой – Россия.

В 1645 уезжаем в сторону Киркенеса.  И только мы поднялись в горы, опять начало светить яркое солнце. Дымка висела только над морем.

В 1755 мы уже в кемпинге недалеко от Киркенеса. Берем домик, правда,  без удобств. Все-таки к границе надо себя хоть немного в порядок привести. А в кемпинге можно душ принять.

Проехали сегодня 180 км.

19-й день. 21.07.2014. Понедельник.

Выехали из кемпинга в 830. Заезжаем еще раз в Киркенес, чтобы заскочить напоследок в продуктовый и сувенирный магазины. Магазины открываются в 9 часов.
   Пока ждали открытия магазина, смотрели,  как расставляются большие уличные шахматы.

Закупаем последние сувениры и едем на пропускной пункт. Границу проходим за 15 минут – машин нет совсем.
  В 1005 ( а по московскому времени в 12 часов – переходим на московское время) мы в России.
   В Борисоглебске на границе даже заправки нет, но машина у нас заправлена,  и мы едем по пустой дороге мимо рядов колючей проволоки. Нда. Россия.
   Дорога разворачивает нас на Никель (прямая дорога на Заполярный, видимо, только строится или ремонтируется – мы так и не поняли). Пытаемся спросить об этом стоящего у дороги пограничника, на что получаем ответ, чтобы мы проезжали – останавливаться и разговаривать здесь нельзя. Ну и ладно, едем на Никель, с грустью вспоминая  погранзону в Норвегии.
   Дальше – просто дорога домой. Мимо Никеля, Заполярного, которые произвели на нас просто гнетущее впечатление. Радуют только тундры между городами.
   На некоторое время останавливаемся в Титовке и смотрим  небольшой мемориальный комплекс, созданный руками энтузиастов.

Дальше гоним до Мурманска. Решаем попробовать все же  отремонтировать машину в Мурманске. Все же до дома еще почти 2000 км ехать.
 Встаем в гостинице «69-я параллель»
  Едем  на авторынок в Мурманске и понимаем, что запчасти ждать нам придется долго. Встречаемся со знакомым авторемонтником, он нас успокаивает, что мы без проблем доедем до Москвы и говорит, что в Мурманске мы быстро не починимся. Ну и ладно – будем ремонтироваться дома.
   Созваниваемся с друзьями из Мурманска и договариваемся, что завтра хоть ненадолго постараемся пересечься перед тем, как двигаться дальше.

Проехали 262 км.

20-й день. 22.07.2014 г. Вторник
С утра гуляем по Мурманску, встречаемся с нашими мурманскими друзьями – Оксаной и Дмитрием и их замечательным сынишкой.
  В 1245  выезжаем из Мурманска. Сегодня нам надо доехать до Кировска, поскольку есть желание хотя бы денек по Хибинам погулять – время вроде позволяет.
  В 1750 (с остановкой на обед) мы в Кировске.
 Идем смотреть геологический музей, недавно открытый в новом месте. Музей просто замечательный – проходили там больше 2-х часов.

И дольше бы прогуляли, но очень душно в здании. На улице опять жара.

Едем ночевать в любимое место на М. Вудьявре. Завтра заедем на Куэльпорр и погуляем немного в его окрестностях.

Проехали 233 км.

21-й день. 23.07.2014. Среда. День рождения и юбилей Андрея.

Мы не просто так рвались на этот день в Хибины. Зимой у меня не получилось свой юбилей в Хибинах отметить. Отметим юбилей Андрея!

Едем к Куэльпорру. Только сворачиваем на дорогу по речке, как тут же обалдеваем.
 Таких остатков лавин я в этих местах ни разу не видела. И это – конец июля!

Без приключений доезжаем до Куэльпорра и идем погулять  в сторону Ю. Рисчорра. До самого перевала немного не дошли, но и не стремились. А то ведь захочется и дальше идти.  А сегодня надо отпраздновать день рождения и завтра двигаться в обратный путь.

В 17 часов садимся в машину и съезжаем по дороге немного вниз. Встаем лагерем около брода  к Петрелиусам. Празднуем юбилей!

Проехали 22 км. И еще пешком погуляли.

22-й день 24.07.2014. Четверг.
Дальше – в основном дорога. Выезжаем со стоянки и с несколькими приключениями, связанными с вытаскиванием застрявших на этой дороге машин, добираемся до города  Апатиты

В Апатитах встреча с виртуальными друзьями (вернее получилось только с одним из них), с которыми знакомы по борьбе за сохранение Хибин.  А конкретно, с Виктором Петровым. Не знаю, как он, но мы получили огромное удовольствие от этой встречи. Очень приятно, когда личное знакомство с фейсбучными  виртуальными  друзьями не разочаровывает, а наоборот.
  В 1330 выезжаем из Апатит.
 В 18 часов заезжаем на отвалы в Хитоламбино. Находим и вторые отвалы, до которых никак не могли добраться в прошлые разы. Поковырявшись немного на отвалах, понимаем, что здесь мы все, что могли, нашли и больше сюда уже ездить не будем.
  На следующий раз оставляем отвалы  в Плотине и Чкаловском.
Ночуем на трассе на оз Кереть. Встали лагерем в 21 час.

Проехали370 км.

23-й день 25.07.2014. Пятница
 Писать тут нечего. Гоним по направлению к дому. Учитывая не слишком хорошее состояние машины, едем не слишком быстро. Немного постояли на ремонтном куске в районе поворота на Энгозеро.
Обед около Сегежи на стандартном месте перед мостом.
Ночевка на  Онежском озере перед д. Челмужи. Встали лагерем в 19 часов, решив, что здесь место хорошее и на сегодня хватит.

Проехали 460 км.

24-й день. 26.07.2014г Суббота.

Выехали в 745.
Обед, как обычно, в трактире в п. Новленское на Кубенском водохранилище в Вологодской области в 16 часов.

Остановились на ночевку за Ростовом в мотеле в д. Деполовское почти в 22 часа. В принципе, можно было бы дотянуть до Москвы, но не хотелось приезжать среди ночи

Проехали 815 км

Выезд из мотеля в 7 утра.
В 1130 были уже дома, даже заехав на авторынок за запчастями для ремонта нашей машины, для чего МКАД объезжали нестандартно для въезда с Ярославки.

Проехали 248 км.

Основные итоги:
Заключение.
Итого: мы пропутешествовали 24,5 дня. (из них - 16 дней за границей)
Проехали на машине 7 265 км.

Наш общий маршрут был таким:

По Норвегии проехали так:

Финансовые итоги:  расходы на  каждого – 73 500 руб (примерно по 1580 евро),
из них
- на бензин -  по 22 200 руб ( примерно по 475 евро)
- на развлечения ( в основном экскурсия на лодке и музеи) -  по 25 500 руб ( примерно по 550 евро, из которых около по 270 евро – экскурсия на лодке)
-  остальное – это еда и кемпинги.  В еде мы тоже не слишком себя ограничивали, я уж не говорю про покупки спиртного, которое в Норвегии очень дорогое.

Так что, можно было сэкономить примерно по 400 евро на человека при желании, если бы останавливались только в палатке и спиртное не покупали. Ну и морское путешествие – не дешевое удовольствие.  Но желания экономить на своем удобстве и интересных экскурсиях  не было. Отдыхать – так отдыхать на полную катушку.

Но поездка того стоила!  Конечно, нам очень повезло с погодой в этом году.

На обратной дороге опять были разговоры, что уж в следующем году поедем в бюджетную поездку на Кольский. Интересно, что мы скажем этой зимой?

Отдыхайте за Полярным кругом!

Короткий фильм -отчет по этой поездке: http://youtu.be/JpnnaWJq-n0

Полный, 2-х часовой фильм по поездке:   http://www.youtube.com/playlist?list=PL63Un-hUeeovmAqKmh4sl4YEAkcrZGpMI