damary54 (damary54) wrote,
damary54
damary54

Categories:

Отдыхаем за Полярным кругом. (Норвегия -2014). Часть первая.

Предисловие.
 Когда мы в прошлом году вернулись из Норвегии, то долго рассуждали, что  следующим  летом надо ехать в какую-нибудь бюджетную поездку (например, на Кольский). Однако уже зимой    начали задумываться о том, что надо бы все-таки закончить тот маршрут, который был изменен из-за полета на Шпицберген, и посмотреть самый север Норвегии.
 Результатом  этих размышлений стала  поездка этого года.
 Итак,  приблизительно наш маршрут должен был выглядеть следующим образом: через Финляндию до Шкиботн, заезд и осмотр каньона в долине Кофьорд (от Биртаварре в горы), Алта, Нордкап, Нордкин, полуостров Варенгер,
Киркенес,

                           .наш маршрут
И вернуться в Москву через Мурманск и любимые Хибины.

Маршрут удался, и даже удалось  больше, чем планировали.  В этом году нам очень повезло с погодой – всего несколько ненастных и холодных дней. Видимо,  природа решила, что наше упрямое желание ездить летом на север надо вознаградить,  и после 2-х лет поездок в дожде и тумане,  побаловать нас теплой (даже жаркой) погодой.
А теперь более подробно.

Часть первая. Дорога в Норвегию и каньон в долине Кофьорд.


День первый. 03.07.14. Четверг.
Тут писать не о чем. Выехали из дома примерно в 5 утра по  пока еще пустому МКАДу на Ленинградку,  удачно объехали пробку в Вышнем Волочке,   приехали в Выборг в 19-40. Остановились на ночь  стандартно в мотеле Кировские дачи, от которого очень удобно стартовать к границе.
Проехали примерно 920 км.


День второй. 04.07.14. Пятница. Прогонный день по Финляндии.
2й день
Здесь тоже никаких особых событий. Выехали из мотеля в Выборге в 740. Доехали до пропускного пункта в Светогорске в 830. Заправили машину пока еще относительно дешевым бензином перед границей. Встали в очередь на границе в 850 ,  и в 915 мы уже в Финляндии.
   Достаем карты Финляндии, убираем документы, ставим навигатор на Оулу , и в 930 движемся вперед на северо-запад. Пока не жарко – температура всего 15 градусов, пасмурно,  но мы же едем на север – надо готовиться к холодам.

Озера, хорошие дороги – мы едем по Финляндии и радуемся жизни.
IMG_7355
Перекус в придорожной кафешке в 1310 – 1340(время финское), потому что неохота в первый день  готовить обед. Да и  время сэкономим – день пока что прогонный.
На ночь решаем остановиться в кемпинге,  не доезжая немного до Оулу. Погода к вечеру испортилась – моросит дождь.
Берем домик в небольшом кемпинге в Кемпеле, заплатив 40 евро. Дальше будем жить преимущественно в палатке, но сегодня ставить палатку неохота.
IMG_7360
Проехали  примерно 570 км.

З-й день. 05.07.14. Суббота.

Сегодня мы еще едем по Финляндии, но уже преимущественно  на север.
3й день
Выезжаем из кемпинга  в 820. Заправка машины,  и в 1040 с несколькими остановками по дороге мы уже в Торнио.  Рядом с кольцевым поворотом, за которым мы должны ехать по Е8 на север от Ботнического залива, видим несколько магазинов. Заходим в продуктовый магазин. Закупаем недостающие продукты, в обязательном порядке -  мангал и мясо для него – традиции нарушать нельзя - и в 11 20 выезжаем на Е8.
  Теперь наш путь –  почти строго на север.

В 1230 доезжаем до Полярного круга. Здесь, кроме объявления  - «Полярный круг» еще и большая стоянка, магазин с сувенирами, кафе, даже детские игровые площадки. Естественно много машин и людей. С грустью вспоминаю, что на Мурманской трассе около знака «Полярный круг» нет даже нормальной стоянки, хотя машин останавливается тоже много.
IMG_7366
IMG_7369
                                                                                                                     Полярный круг на трассе Е8.

Проболтались на Полярном круге около 15 минут и двинулись дальше на север. Дальше ночи не будет.
Вся остальная часть нашей поездки  по Норвегии пройдет за Полярным кругом.

 В 1250 съезжаем на стоянку около дороги и немного в лес.  Останавливаемся на обед. Пора переходить в походный режим – хватит по кафе питаться. Готовим обед, жарим на одноразовом мангале шашлык и млеем на жарком северном солнце. Температура явно превышает 20 градусов.
IMG_7373

В 1440 – дальше на север по трассе Е8.

В 15 часов доезжаем до г. Пелло (Pello), где в магазине затариваемся  финскими спиртными напитками.

В 1640 на дороге появляются первые олени – да не один, а целое стадо. Дальше надо ехать очень аккуратно – олени здесь привыкли к тому, что они на дороге – главные и вовсе от машин не убегают.
Дорога постепенно начинает подниматься все выше и выше,  мы незаметно набираем высоту.

В 1740 останавливаемся на стоянку около речки, которую пересекает дорога (я вспомнила, что мы в этом месте в прошлом году останавливались отдохнуть и собирали грибы). Решили, что сегодня гнать дальше не будем. И что там дальше со стоянками – не понятно, вспомнить не удалось. Грибов в этом году нет. Ну и ладно. Стоянка нормальная и вода есть. Название речки произнести не в состоянии, но вывеска такая:
IMG_7381
IMG_7380

Ужинаем, запивая еду очень вкусной  финской настойкой, и ложимся спать под нещадно палящим солнцем.
Координаты стоянки: N68°28'2.72", E22°25'15.34"

Проехали примерно 490 км.
.
4-й день. 06.07.14. Воскресенье.

Проснулись в 6 утра, поскольку полярным солнцем палатку за ночь  нагрело так, что казалось, что мы находимся в бане. Под тентом тучами вьются комары. Впрочем,  и на улице их немало.
В 820 выезжаем. Сегодня у нас в планах не только доехать до Норвегии – тут уже очень близко, но и добраться до долины Кофьорда, где по сведениям Андрея, должен располагаться большой-большой каньон, который они с другом искали 10 лет назад, но так и не нашли. Это уже от побережья  около  пос. Биртаварре – надо ехать по грунтовке в горы.
4й   испра день

Примерно через час доезжаем до еще одной хорошей стоянки. Думаю, что если бы мы это место вспомнили, то, может быть,  вчера и поехали бы сюда. Здесь официальный заезд и стоянка, стоит кемпер, но места очень много и встать с палаткой – не проблема. Правда вчерашняя стоянка была уютнее, но здесь очень красиво, есть столики и речка бурная течет рядом.
IMG_7382
Для тех, кто путешествует как мы, с палатками и преимущественно без кемпингов,  координаты  этой стоянки на Е8:  N68°45'59.38" E21°22'47.97"
От этой стоянки до границы с Норвегией -  примерно  час дороги с остановками для фотографирования.

А дорога ведет вверх к горам:
IMG_7387
Проезжаем большое  горное озеро (это уже почти перед границей) – там расположена зона отдыха – еще на финской территории. С другой стороны – Швеция. Впрочем, мы почти всё время движемся по границе со Швецией.

IMG_7393
А впереди – горы,  и что-то на них подозрительно много снега.

В 1020 пересекаем границу. Всё – мы в Норвегии!
IMG_7395
Еще через 25 минут останавливаемся поснимать очень красивый (и, главное, первый в этой поездке) водопад и радугу над водопадом.
IMG_7399

IMG_7407
Здесь начинается ремонтный кусок дороги до самого Шиботн (Skibotn). Думаю, что в следующем году здесь уже будет очень хорошая дорога.

В 12 часов мы  спускаемся в Шиботн, к побережью.  В Шиботн пришлось проехать немного назад на запад по Е6, поскольку  заправка, которая была тут на пересечении  с Е8 раньше, сейчас отсутствовала в связи с реконструкцией развязки дорог.
        Море, солнце, температура воздуха – 28 градусов.  Жаримся на солнце и любуемся побережьем. Здесь в прошлом году мы прощались с Норвегией, уезжая к дому. В этом году – это практически начало поездки по северной Норвегии.
IMG_7416

 1240 – 13 часов – останавливаемся на придорожной стоянке на перекус. Жарко! Мы вообще где? Где Заполярье?
IMG_7423

В 1350 с большим количеством остановок для фотографирования доехали до  Биртаварре (Birtavarre) и свернули с Е6 в сторону гор на FV 333 – дорога сначала асфальтовая, а потом грунтовая,  и ведет до большого горного озера  с названием Гуоласьяври (так скорее всего произносится это название). Мы рассчитываем доехать до этого озера и переночевать там, а на следующий день устроить пешеходные прогулки в районе каньона.
  Теперь небольшое отступление. 10 лет назад Андрей со своим другом заезжали сюда и пытались найти этот знаменитый каньон. Однако так его и не нашли. После наших прогулок в этих местах становится понятно, почему не нашли. А даже если бы и нашли, то вряд ли смогли бы оценить масштабы этого явления, поскольку с берега его разглядеть просто невозможно.  За прошедшие  в той поездки  10 лет  норвежцы    сделали очень много для развития пешеходного туризма в этих местах.  Размечены тропы, поставлены указатели на тропы, сделаны автомобильные стоянки,  и в 2011 году построен пешеходный мост через каньон в самом эффектном месте. Только с моста виден масштаб этого каньона.
 Итак, едем наверх в горы. Грунтовка очень хорошая, только овцы по дороге толпами ходят.
IMG_7432
Доезжаем до верхней стоянки, откуда можно идти к мосту, но тут оказывается, что дальше наверх, до озера,  проехать невозможно – дорога перекрыта не растаявшим снегом.
IMG_7446
Гуляем немного по направлению к  пешеходному мосту – до него отсюда 2,5 км по тропе.
IMG_7442
Думаем – как переиграть  наши планы.  Решаем, что сейчас посмотрим только верхнее плато, водопады, потом спустимся вниз – к мосту, через который переезжали приток реки с каньоном (кстати, там место тоже очень эффектное) и встанем там на ночь. А завтра устроим все пешеходные вылазки.  Как потом оказалось – это было очень хорошее решение.
 Несколько фотографий с плато и дороги.
IMG_7439

IMG_7451

IMG_7452
Решаем, что, конечно, жаль, что не удалось проехать выше в горы, но с другой стороны, видимо, из-за поздней весны на севере в этом году,  мы попали в большую воду в водопадах, что тоже очень интересно. Да и горы, покрытые не растаявшим снегом, выглядят очень красиво.

Итак, спускаемся вниз по дороге до автомобильного моста, переезжаем его, и находим прекрасную полянку для лагеря. До воды, правда, очень далеко (ручей течет в полу-каньоне), но запас питьевой воды для готовки у нас есть – так что обойдемся.
IMG_7460
                                                                                                     Автомобильный мост
IMG_7461
В 16 часов (уже норвежского времени) встаем лагерем и обсуждаем завтрашние планы:
IMG_7466
А от нашего лагеря – вот такой замечательный вид на противоположный берег реки, вдоль которой мы завтра отправимся искать каньон.
IMG_7468
Туда завтра мы, конечно, тоже прогуляемся. И с утра сходим вниз по каньону под автомобильным мостом – там по берегу видна тропинка, значит спуститься можно. Надо же с утра умыться!

Итого проехали сегодня примерно 233 км – вместе с дорогой туда-обратно в горы. И пешком погуляли, но не слишком много.

5-й день. 07.07.14 Понедельник. День пешеходных прогулок.
  В 820 выходим вниз в ущелье под автомобильным мостом. Тропинка вниз вполне нормальная, и в 850   мы уже внизу около воды, там,  где  ручей, над которым построен автомобильный мост,  впадает в речку.
  Внизу становиться понятно по вывешенным доскам с информацией, что здесь были строения, относящиеся к закрытому сейчас руднику, основная часть которого находится на другой стороне основной речки (название этой реки я на картах так и не нашла).  Виден остаток фундамента от дома.  И хорошо видно, что на той стороне реки много информации и оставшихся строений заброшенного рудника.  Здесь же висят объявления с информацией, что с этой точки можно пройти к знаменитому пешеходному мосту. Только сейчас речку так просто не перейдешь – воды очень много.
IMG_7480
Умываемся и обсуждаем маршрут. И фотографируем окрестности.
IMG_7485

В ущелье под  автомобильным мостом, по которому мы вчера проезжали и около которого ночевали.

В 920 выходим обратно наверх к машине, в 945 мы у машины – завтракаем и решаем, что самым правильным  будет проехать до нижней автомобильной стоянки (там есть пешеходный мост через основную  речку) и оставить там машину. Затем перейти на ту сторону реки  и идти вверх  через рудник  по орографически левому берегу (а для нас – правому)  до нового пешеходного моста( Hengebrua) через каньон. Заодно попробуем немного подняться по руслу  впадающего около рудника ручья, который мы видели со своей стоянки.
  Потом по знаменитому новому пешеходному мосту перейти каньон и идти вверх до той самой автостоянки у  снежника, который не позволил нам вчера проехать к озеру. А там видно будет, куда решим дальше. Во всяком случае, в таком раскладе, вечером к машине мы пойдем вниз.
   Съехали к нижней стоянке, порассматривали возможные маршруты и информацию по руднику.
IMG_7492
IMG_7591

Перешли через мост,  дошли до начала рудника.
IMG_7500
Попробовали пойти вверх по ущелью ручья, который видели из своего лагеря, но быстро поняли, что, не замочив серьезно ноги, мы далеко вверх не пройдем.
IMG_7504
Поскольку главная цель нашего пешего выхода все-таки сам главный каньон, решаем вернуться и двигаться вверх по тропе к мосту через каньон. В общем,  в 1140 мы двинулись наверх.
IMG_7516
Идем через рудник, рассматривая старые фотографии и описания, что и где тут было в начале прошлого века.  Насколько можно понять из описаний на руднике добывали медь с конца 19-го  до примерно 20-х годов 20-го века.  После большого наводнения, случившегося здесь в это время, рудник был закрыт.
IMG_7518
В 1220 проходим рудник и идем по помеченной тропе вдоль каньона, который потихоньку становится настоящим каньоном с отвесными стенками. Сверху очень трудно оценить глубину каньона, поскольку близко к краю подойти сложно.
IMG_7533
Радуемся, что выбрали именно этот берег реки, поскольку по той стороне тропа идет, видимо, еще выше над каньоном.
   Тропинка идет то по почти ровным участкам, то по довольно крутым обрывам, так что приходится карапкаться наверх. Но тропа несложная и проходимая безо всякой горной подготовки.
  В 1340 мы добираемся до первой смотровой площадки, откуда хорошо виден пешеходный мост через каньон. Потрясающее зрелище!
IMG_7547

Как они умудрились этот мост сюда затащить и собрать! Подъездов к этому месту никаких нет.
   На смотровой площадке ящик, в которой лежит тетрадка с записями тех, кто здесь побывал. Рассматриваем тетрадку и записываемся в ней. Да, русские здесь бывают, но очень мало и редко.
 В 1405 , спустившись по осыпи, мы оказываемся около моста.
IMG_7552

 И только здесь мы понимаем, что каньон действительно очень глубокий,  и что ни с какого берега это не увидишь. Хорошо виден  весь каньон только с середины моста. Не зря его  именно здесь поставили. С одной стороны в каньон впадает  водопадами несколько ручьев. И опять мы порадовались, что весна была поздняя,  и мы попали в это место в большую воду. Впрочем, описать это словами невозможно. Поэтому – вот несколько фотографий.
IMG_7554

                                                                                                                                          Под мостом
IMG_7574

                                                                                                           Вид вверх по течению
IMG_7556

                                                                                                             Вид вниз по течению
IMG_7572

Под нами глубина каньона – более 150 метров  Ширина моста – 52 метра, внизу каньон сужается, но насколько – на глаз определить очень трудно.
Кстати, погода такая, что к этому моменту я поняла, что уже здорово начала обгорать. Заполярье называется! Приходится на плечи накинуть кофту, которую я взяла с собой, если вдруг похолодает. Жарко, конечно, но зато хоть не сгорю окончательно.

На другой стороне – площадки для отдыха со столиками и лавками. Решили устроить здесь перекус и полюбоваться видами.  С этой стороны ручейки, которые образуют такие огромные водопады в каньон,   кажутся совсем маленькими.
IMG_7579


В 15 часов выходим дальше наверх. Идет очень хорошая и простая тропа, по которой большинство народа ходит к мосту. Тропа, протяженностью 2,5 км,  выходит прямо к автостоянке, после которой дорога наверх была перекрыта снежником.  Можно еще сходить  в разных направлениях – полно описаний и указателей, но мы решили двигаться к стоянке.
 В 1630, уже изрядно вымотанные и зажаренные на солнце, мы подходим к автостоянке и падаем в снежник под обрывом – для охлаждения.
IMG_7586

Начинаем прикидывать, хотим ли мы идти вверх по дороге – за снежник. Понимаем, что мы уже прошли около 8 км по горным тропам, а  до машины нам еще, хоть и вниз, по дороге надо пройти больше 6 км. Решаем, что, пожалуй, мы уже достаточно нагулялись, а, если идти дальше наверх, то надо идти довольно далеко. Поэтому решаем двигаться по дороге вниз к машине.
  В 1650 уходим вниз. По дороге, иногда срезая по тропинкам петли дороги, идем  вниз. В 1845 – мы на стоянке у машины. Решаем встать лагерем прямо на этой стоянке. Места много, стоит только один кемпер, речка рядом, есть даже вполне культурный туалет, хотя и без воды, но очень чистый.
   Ставим лагерь, полощемся в речке, готовим ужин.
IMG_7597

А рядом гуляет шашлык.
IMG_7598
Итого за день – проехали всего 1,5 км – от одной стоянки до другой, находили пешком по горам – примерно 14 км .
Пешеходный трек получился такой:

И правду говорят: понедельник – трудный день.


Продолжение следует..... http://damary54.livejournal.com/20790.html

Tags: Норвегия-2014
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments